strator (strator) wrote,
strator
strator

Categories:

Анатомические панцири и нагота статуй в греческом мире

Читал недавно статью Marina Haworth, The impenetrable body: armour and the male nude in Greek art, нашел у нее весьма любопытные мысли о культурном контексте греческой моды на анатомические кирасы классической эпохи.

Геродот рассказывает чудесную историю о том, как ионийские и карийские наемники впервые высадились в Египте. «Они вышли на берег в бронзовых доспехах. Один из египтян, который никогда прежде не видел людей в бронзовых доспехах, пришел к царю Псамметиху и сказал ему, что бронзовые люди вышли из моря» (Истории 2.152). Т.е. египтянин здесь увидел бронзовые доспехи как кожу этих людей. Они были «χαλκέους οἱ ἄνδρας», «люди из бронзы». Заключенный в такие доспехи воин, - пишет автор, - одет в «костюм обнаженного человека» и сам является словно бы ожившей статуей божества.

Когда Гомер называет Ареса «медным» (Илиада 5.704), он имеет в виду не только доспехи, в которые облачен бог войны, но также и бессмертную плоть, которую невозможно поразить простым оружием смертных. Медный бог Арес строго говоря не нуждается в доспехах, поскольку он сам по себе непроницаем для вражеского оружия.

Интересно, что греческие мифы о попытках человека обрести бессмертие плоти связаны с огненной стихией. Деметра держит в огне тело царского сына Демофоона, стремясь дать ему бессмертие, Фетида проделывает то же самое со своим собственным сыном Ахиллом. Обе попытки, правда, остаются незавершены и потому оба героя остаются смертными. Человеческое тело Геракла также сгорает на погребальном костре на горе Иде, после чего остается только тело бога.

По мысли автора, этот процесс обретения бессмертия через огонь имеет сходство с технологией изготовления бронзовой статуи. Последняя является не просто изображением бога, но медным телом бога. Греки использовали одну и ту же терминологию κάναβος для обозначения мышц и кровеносных сосудов человеческого тела с одной стороны и внутренней структуры статуи с другой. Соответственно, бронзовая поверхность скульптуры соответствует коже и плоти человеческого тела.

Процесс изготовления бронзовых доспехов для Ахилла рассматривается как изготовление божественной «медной» кожи для человека со смертной плотью. Известно, что доспехи его от смерти в итоге не спасают.
Tags: греческая армия, оружие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments