strator (strator) wrote,
strator
strator

Category:

Македонские золотые маски

Самые старые и известные маски находят в регионе Архонтико, они относятся к периоду 560-540 гг. до н.э. и предшествуют другим, датированным после 540 г. до н.э. и найденным в районе к северу от Лихнидского озера, на Синде и в других местах. Обычай закрывать лицо умершего погребальной маской приходит с юга Балканской Греции, с Пелопоннесса и является элементом притязаний македонян на происхождение от потомков аргосского царя Темена и стремления связать таким образом свое прошлое с Арголидой микенской эпохи.



Эти усилия позволили македонской царской династии Теменидов ограничить право на царскую власть исключительно за потомками Геракла, подчеркнув при этом свое греческое происхождение и таким образом утвердив свое верховенство и власть не только над македонянами, но также и над иноэтничными группами населения и независимыми греческими городами побережья. В результате экономического и культурного взаимодействия, тот же обычай был принят другими соседними группами фракийского и иллирийского населения, проживавшего в северной части Балканского полуострова. Это также стало результатом усилий различных групп местной аристократии по манипулированию сетями торговли и обмена в своих личных интересах. Обретя таким образом свой собственный «международный дух», для использования символов престижа, уже находившимися в употреблении у греков, македонян и других соседних цивилизованных народов.



Македонские золотые погребальные маски являются элементом обычая «героического погребения». Согласно этой традиции, покойного хоронили вместе со его оружием, драгоценностями и личными вещами, а также подарками, которые в этом мире являлись символами власти, превосходства и престижа. Положенное в могилу богатство пропорционально высокому положению умершего, его власти, достатку, обширным связям, личной добродетели, удаче и т.д. и соответствует тяжести потере, которую получает социальная группа от его утраты. В политическом и социальном плане погребения с богатыми подношениями свидетельствуют о превосходстве класса военной аристократии. Для наследников захороненных под курганами вождей такие погребения их предков являются основанием их собственных притязаний на высокое положение в обществе. В религиозном плане они соответствуют убеждениям о посмертном существовании в окружении положенных в могилу предметов как о награде для благородных, храбрых, добродетельных и праведных.



Акцент на захоронениях с героическим характером отражают реальное соперничество знати за власть и господство в процессе закрепления территориальных владений и построения внутренних социальных структур. Оружие (шлемы, щиты, мечи, копья и ножи), ювелирные изделия, золотые и серебряные чаши и другие подарки (керамика, стекло, бронзовые, серебряные вазы и другая посуда, керамические и бронзовые вазы и статуэтки, церемониальные повозки, кресла, котлы и вертела) свидетельствуют о высоком уровне жизни и социальном престиже, подчеркивая богатство и лидерство некоторых семей, которые имели привилегированный доступ к политической власти, контролировали и регулировали обмен товарами престижного потребления, но также в более общем плане, для осуществления своего рода экономической власти, способной накапливать и распределять богатство в пределах общества.

Вышеупомянутые маски выставлены в Археологическом музее Пеллы.


Здесь я писал о погребальных масках в Центральной и Западной Европе
Tags: археология, варвары, материалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments