strator (strator) wrote,
strator
strator

Category:

Коринф в поздней античности и средневековье

Коринф занимает привилегированное положение в деле изучения византийской культуры в Южной Греции. Во-первых, Коринф был византийским наследником важного центра греческой древности и метрополии многочисленных греческих колоний. Хотя древний город достиг пика своего могущества в Архаический период (vi век до нашей эры), он не переставал играть ключевую роль вплоть до Поздней Античности. Греко-римское прошлое постоянно присутствовало в средневековом городе не только через греческую литературную традицию, но также и потому, что византийский город жил и рос среди зданий античности. Во-вторых, Коринф был столицей византийской региональной администрации и самым важным городом к югу от Фессалоник. Наконец, Коринф сыграл важную роль в зарождении и развитии византийской археологии. Крупные систематические раскопки, начавшиеся там в конце XIX века под эгидой Американской школы классических исследований в Афинах (АСКСА) с целью открыв древний Коринф, наткнулись на большой средневековый разрушенный город. В первые десятилетия XX века, несмотря на пренебрежительное отношение к Византии со стороны тогдашних археологов, в Греции впервые были проведены систематические раскопки византийского города. Несколько лет спустя находки были опубликованы Р. Скрэнтоном, К. Морганом и другими учеными, составив уникальный корпус для изучения византийской цивилизации.



Важное преимущество Коринфа заключалось в его географическом положении. Основанный рядом с узким перешейком, соединяющим Пелопоннес с материковой Грецией, он превратился в перекресток, где сухопутные маршруты со всего Пелопоннеса сходились, чтобы пересечь Истм. Таким образом, он приобрел значение в военном, торговом и, наконец, политическом управлении Пелопоннесом. Еще большее значение имела его функция как связующего звена морских коммуникаций. С двумя гаванями, в Лехейоне, ориентированном на Коринфский залив, и в Кенхреями на Сароническом заливе, ориентированном на восток, Коринф занимал положение важнейшего транспортного узла средиземноморской торговли.

Городское ядро древнего и средневекового Коринфа развивалось на пологом плато у северного подножия Акрокоринфского холма, с видом на Коринфский залив. Он мог похвастаться обильными источниками и был окружен плодородной почвой, в то время как недра обеспечивали высококачественный пористый камень для строительного материала и глину для производства керамики. Древний акрополь и позднее средневековая цитадель занимали вершину естественно укрепленного Акрокоринфа. Город, акрополь и гавань Лехейона в древности были соединены стенами.


Коринфский форум римского периода

Прото-византийский Коринф (4–7 вв.)
В 146 году до н.э. Коринф был разрушен римским полководцем Луцием Муммием. Столетием позже, в 44 году до н. э., Юлий Цезарь восстановил город как римскую колонию (Colonia Laus Iulia Corinthiensis). В императорский период Коринф стал резиденцией проконсула провинции Ахайя, то есть столицей римской администрации в Греции. Вокруг холма с архаичным храмом Аполлона, диахронным ориентиром Коринфа, расположены общественные здания. Севернее находился театр и одеон, южнее – большой форум. Это единственный участок древнего города, который был систематически раскопан и изучен.
Ряд землетрясений в середине IV века и набеги готов Алариха в 395 г. не привели к упадку города. Наоборот, он продолжала развиваться. В конце IV – начале V века форум был радикально перестроен. Монументальная реконструкция фонтана Пейрене в конце IV века и два дополнения к нему, сделанные в V и VI веках показывают, что Коринф продолжал функционировать как городской центр, хотя форум постепенно утратил свой характер сердца общественной жизни и в конце VI века оказался заброшен. Древние храмы и общественные здания, когда они не были разрушены, обрели новые функции.

В этот период Коринф, как и большинство городов империи, был заново укреплен. Вполне возможно, что его укрепление относится к монументальной строительной программе Юстиниана. Укрепленный район, хотя и относительно большой для того времени, заключал в себе лишь часть позднеантичного Коринфа, и это противоречие ставит вопрос не только о датировке, но и о ходе строительства.



Траектория восточных и северо-восточных крепостных стен был прослежен в ходе раскопок. Развитие северо-восточного кладбища вплоть до края протовизантийской стены позволяет понять её очертания в этом районе, поскольку захоронения в этот период все еще продолжались совершаться вне стен. На севере стена следовала за выступом, образованным краем Коринфского плато. В западной части города тот факт, что форум после VI века использовался в качестве места для захоронения, доказывает, что укрепления смыкались восточнее форума, оставляя римскую агору снаружи. Недавние раскопки позволили расширить городское пространство к западу до места Зекио, на север до места Мурата Ага, и к югу - впечатляющее здание фонтана в форме трех раковин.

Оборонительная система Коринфа также включала линейное укрепление, которое блокировало перешеек, стену Гексамилиона, а также автономную укрепленную цитадель в Акрокоринфе. Это оборонительное устройство имело бы решающее значение для пространственной организации Коринфа на протяжении всего средневековья.

Гексамилионная стена служила границей Пелопоннеса примерно тысячу лет. Построенная по аналогии с укреплениями Коринфа, стена была укреплена десятками четырехугольных башен. Его первая фаза датируется началом V века, но в 548–560 годах Юстиниан произвел её радикальную реконструкцию.
На Акрокоринфе древние укрепления неоднократно перестраивались и ремонтировались. По этой причине фиксация протовизантийской фазы этих укреплений проблематична. Однако пространство, безусловно, использовалось, о чем свидетельствует раннехристианская базилика, большая, двухнефная, сводчатая, кирпичная цистерна и десятки архитектурных элементов того же периода. Все это предполагает проведение фортификационных работ, которые позволили бы восстановить древнюю стену.

Римский образ жизни в городе сохранился до VI века, о чем свидетельствует строительство бань. В целом бани этого времени меньше и имеют индивидуальные бассейны, приспособляясь к новым обстоятельствам, в такой же степени связанным с предпочтением личного купания, как и с экономным расходованием воды. О высоком качестве этих построек свидетельствует небольшая баня в Кранеоне, состоящая из кальдария с восемью раковинами и отдельными бассейнами, расположенными в угловых нишах.

Апостольская церковь в Коринфе, основанная апостолом Павлом, превратилась в митрополию греческой провинции Ахаия. Тем не менее влияние христианства на городской ландшафт и функционирование города ощущается довольно поздно. По крайней мере до IV века древняя религия выживает в симбиозе с христианством. Только в VI веке в городе появляются символы новой религии, а именно большие раннехристианские базилики. Они стали новыми вехами, а также центрами общественной жизни в то время, когда форум перестал быть сердцем города. Все известные сегодня базилики находятся за пределами городской структуры. Базилика Кранейон, также известная как базилика Кенхрейских ворот (первая половина 6-го века), была воздвигнута к востоку. Это трехнефная, крытая деревом базилика с трансептом, с рядами колонн, разделяющих проходы. Комплекс включает в себя атриум и баптистерий, а также использовался в качестве погребальной церкви, о чем свидетельствует большое количество погребений, надгробные камеры, примыкавшие к его длинным сторонам, а также мавзолей на юге. На большом северном кладбище города была возведена трехнефная погребальная базилика как мартириум Святого Кодрата VI века. К северо-западу от города, на месте Скутелы, была найдена еще одна трехнефная базилика того же периода. Четвертая базилика была построена на самой высокой вершине Акрокоринфа, на месте святилища Афродиты.


Лехейон и св. Леонида

О важности двух коринфских гаваней, Лехейона и Кенхрея, свидетельствуют впечатляющие базилики, возведенные там в VI веке. Базилика Лехейона, мартирий святого Леонида, основанная рядом с морем, поражает колоссальными размерами: ее длина 180 м делает ее одной из самых больших базилик в мире. Трехнефная трансептная базилика имеет притвор, баптистерии и атрий. Над зданием возвышался купол с деревянной крышей. Полы украшены мраморными плитами, стены мозаикой, а богатая скульптурная отделка, выполненная с исключительным художественным мастерством и вырезанная из проконнесского мрамора, выдает связь здания с Константинополем. Его размеры, качество строительства и связи со столицей делают весьма вероятным, что церковь была императорским даром, наподобие церкви Св. Димитрия в Фессалонике. На южном молу гавани у Кенхрея находится базилика. Еще две отмечены к северу от гавани и к северо-востоку от хребта Кутсонгила.

Количество и качество раннехристианских церквей, расположенных на периферии административного и религиозного центра Греции, подчеркивают их отсутствие в самом центре города. Это явление объясняется не чем иным, как пробелом в археологических исследованиях, о чем совершенно ясно свидетельствуют убедительные указания на три неоткрытые раннехристианские церкви в центре города. Первая расположена в Кранейоне, в северо-восточной части укрепленного города. Массивные колонны, по-видимому, соответствовали большому центрально- купольному сооружению, которое, по мнению Д. Палласа, было мартириумом VI века. К востоку от форума внутри укреплений, недавно были найдены две звериные капители VI в. Они явно происходят из важного, неизвестного раннехристианского здания, скорее всего, церкви. К западу от римского одеона, по дороге в Сикион, были обнаружены гробницы и стены, которые могут служить доказательством существования раннехристианской базилики под современной часовней Св. Параскевы.
На протяжение IV – VII вв. продолжало использоваться большое северное римское кладбище. Позже оно был расширено на юг за разрушенные древние стены до внешней стороны городских укреплений. Территория вокруг Асклепиона и фонтана Лерна была преобразована в христианское кладбище в VI веке. К югу от города, у подножия Акрокоринфа, в пространстве между Святилищем Деметры и Коры и фонтаном Коры возникло еще одно кладбище. В конце VI и в начале VII века форум также превратился в кладбище. Христианизация Коринфа запечатлена в истории фонтана Пейрен, который был лишен своих древних скульптур. При этом статуи раскололи на куски и закопали.

Христианские погребения в Коринфе относятся к двум основным категориям: простые могилы, покрытые черепицей, или более богато украшенные кистовые могилы. Количество и качество последних свидетельствуют о процветании города в этот период.

В Коринфе было найдено очень мало жилых домов. Примерами могут служить большие виллы, некоторые из которых имеют мозаичные полы. Типичными являются большие дома V века, расположенные над Южной Базиликой и на краю поля Панагии/ Дом на стоянке Мурат–ага, датируемый по керамическим свидетельствам V—VII вв., имел большое вытянутое пространство, разделенное пополам трибелоном—проходом с двумя колоннами. Еще два дома с мозаичными полами были недавно обнаружены дальше к западу на месте Зекио.

В пригородной зоне вокруг города и, в частности, на равнине между Коринфом и Лехейоном появились фермы и сельские дома. Одним из недавно раскопанных примеров является обширная установка для переработки сельскохозяйственных продуктов, найденная на месте Кутумацы (5-7 вв.).

Коринф в переходный период (VII век–843 г.)
В Переходный период тектонических изменений, трансформировавших социальный, экономический, политический и культурный ландшафт Поздней Античности и создавших средневековую структуру Византийской империи, города резко уменьшились в размерах, о чем свидетельствует падение строительной активности. Распространение арабской угрозы и славянские нашествия затруднили торговлю и коммуникации, и в результате произошло соответствующее сокращение денежного обращения.

Ослабление императорской власти на Пелопоннесе и последующее присутствие здесь славян не оставили Константинополь равнодушным. Государство, пытаясь восстановить контроль, между 687 и 695 годами реорганизовало имперскую административную систему, создав фему Эллады со столицей в Коринфе под управлением митрополита Коринфа, который носил титул “архиепископа Греции”. Примерно в середине VII века были основаны новые митрополичьи и епископские престолы. В 805 году, после победы Никифора I над славянами, в Патрах был основан митрополичий престол, а впоследствии большая часть Пелопоннеса была выведена из-под церковной юрисдикции Коринфа.

Имеющиеся археологические данные о Коринфе этого времени ограничены. Эта фрагментарная картина отчасти объясняется пробелами в исследованиях, так как в укрепленной части города к востоку от форума и Акрокоринфа не проводились систематические раскопки.
В VII веке большие центральные районы прото-византийского города, в т.ч. форум, были заброшены и превратились в кладбища. Спорадически погребения также начинают совершаться внутри городских стен, как в Кранейоне. Базилики сохранились или были перестроены: базилика св. Кондратия действовала в течение всего переходного периода. В Лехейоне после разрушения базилики, внутри ее апсиды была построена меньшая церковь.

В течение всего Переходного периода Кенхреи продолжали оставаться заселенными, в то время как в Лехейоне сохранилось поселение в Диаватике, хотя и меньшее по размерам.

Средне - византийский Коринф (843-1210)
В средне-византийский период Коринф оставался важным центром, даже после того, как в первой половине XI века фема Пелопоннеса была объединена с фемой Эллады с общей столицей в Фивах. Основную защиту городу продолжали обеспечивать древние укрепления, что подтверждается соответствующими сведениями из Хроники Мореи. В IX веке начался рост торговли, гончарные изделия импортировались из Константинополя, Адриатики и Эгейского моря. Кроме того, Коринф был центром, куда свозились товары со всего Пелопоннесса, такие сельскохозяйственные продукты, как масло, оливки, вино и изюм. Характерными продуктами процветающего местного керамического производства являются глазурованные изделия. Основными экспортным товаром был шелк. Венецианцы также участвовали в торговле города. На процветание Коринфа с его двумя портами не повлияло разграбление города норманнами Рожера II Сицилийского в 1147 году, ибо в 1154 году географ Аль-Идриси описал Коринф как “большой и густонаселенный” город, “первый среди городов Пелопоннеса”.

Этот период процветания отражается в застройке квартала, который развивался на месте римского форума. Поскольку он использовался в качестве кладбища с VI по VIII века, вплоть до конца XI века здесь сохранилось очень мало остатков зданий . Похоже, что застройка квартала расширялась постепенно захватывая, захватывая все новое пространство и встраивая в него руины древних зданий. Возникший таким образом квартал просуществовал до XIV века. В его планировке преобладала центральная дорога на оси восток–запад, с меньшими перпендикулярными переулками, ведущими между зданиями. К северу по-прежнему шла Лехейская дорога, складские помещения на ее западной стороне были использованы повторно. Рыночная площадь была обрамлена мелкими лавками с редко более чем одной или двумя комнатами. Перед лавками вдоль улиц были выстроены деревянные колоннады. Типичный пример-комплекс XII века с четырьмя магазинами/мастерскими. В задней части помещений располагался общий зал, а тылом они выходили в закрытый центральный двор (рис. 179:21). Со стороны фасада поддерживаемый пилястрами и колоннадой верхний этаж нависал над улицей. Внутри зданий находились керамические, медные, ювелирные мастерские, производственные помещения, керамические печи, ремесленные установки, винные и оливковые прессы, а также жилые помещения.


Коринф, квартал форума (11-14 в.). 1, 15, 18, 24: бани; 2, 16: дома; 3: Церковь на холме; 4: Архаичный храм Аполлона; 5: Лехейонская улица; 6: магазины на Лехейонской улице; 7: Фонтан Пейрене; 8: церковь в Пейрене; 9: здание с настенными росписями; 10: Монастырь Св. Иоанна; 11-12, 20: Центральные торговые улицы с колоннадами; 13: Церковь Бема; 14: часовня в виде башни; 17: церковь во франкском ядре; 19: комплекс зданий с гостиницей; 21: комплекс зданий с внутренним двором, мастерскими и проход на дороге; 22: большое византийское здание; 23: дом с центральным двором.


Раскопанная часть города имела в первую очередь торгово-промышленный характер. Резиденции, как правило, двухэтажные, такие как дом на западном краю Средней дороги, в котором в самой большой комнате свод, опирающийся на колонны, поддерживал пол верхнего этажа. Некоторые дома имеют удлиненное расположение, такие как дом с тремя комнатами, расположенный к востоку от бани на Лехейской дороге. Более крупные дома развивались вокруг закрытого двора, такого как комплекс раскопанных на самом южном краю квартала (рис. 179:2). В целом план квартала ясно показывает, что городская застройка, за исключением магазинов, выходящих на улицу, была организована в большие кварталы с закрытым внутренним двором в центре каждого из них.
Четыре византийские бани в квартале форума подтверждают важность личной гигиены в Византии. Баня на восточной стороне Лехейонской дороги впечатляет своими размерами. Большинство зданий квартала - это сооружения без особого архитектурного замысла или амбициозных намерений, продукты анонимной архитектурной традиции. Их стены сложены из бутовой кладки, включают фрагменты кирпичей и черепицы, которые скреплены между собой глиняным раствором. В общем, строительный материал из древних зданий были переработаны, в то время как стоячие руины были функционально включены в новые структуры.

Городская застройка, простирающаяся за пределами квартала форума, остается неисследованной. Центр средневизантийского Коринфа, где, вероятно, располагались монументальные здания, такие как собор, резиденция епископа, общественные здания и дома знати, возможно, следует искать дальше на восток, в пределах области, окруженной протовизантийской стеной.



Размеры и качество средне-византийских укреплений Акрокоринфа делают его одним из самых важных строительных проектов империи в Южной Греции. Мощные и дорогостоящие фортификационные сооружения, резко контрастирующие со старыми стенами города, приводят к выводу, что Акрокоринф теперь приобрел видную роль и систематически заселялся, а также, возможно, служил резиденцией администрации. Остатки зданий, фрагменты украшений фонтана Верхнего Пейрена, керамика и множество различных архитектурных элементов указывают на то, что в цитадели были жилые кварталы и церкви.

Крестоносцы и Поздневизантийский Коринф (1210-1458)
В начале XIII века, когда империя разваливалась, Коринф перешел под контроль могущественного местного архонта Льва Сгуроса из Навплиона. После падения Константинополя в 1204 году крестоносцы во главе с Бонифацием Монферратским, королем Фессалоникийским, и Жоффруа I Вильгардуэном, племянником одноименного историка завоевания Константинополя и будущим главой княжества Ахайя, захватили нижний город и осадили Акрокоринф, который сопротивлялся до 1209 г. Для более эффективного наступления, франки построили осадный форт в Пентескуфи на холме к западу.
В основанном крестоносцами княжестве Ахайя Коринф оставался важным городским производственным и торговым центром, и находился под непосредственным контролем князя. Здесь была основана резиденция латинского архиепископа и монетный двор. Заметно большое количество импортируемой итальянской керамики, главным образом из Апулии и Венеции. Примечательно также широкое использование стеклянных сосудов, некоторые местного производства.

Строительная активность подтверждает, что после короткого спада в первой половине XIII века город вновь расцвел. В квартале на форуме были отремонтированы старые здания и построены новые, особенно на его западной окраине. Была создана еще одна торговая улица с колоннадами, а также комплекс зданий с закрытым внутренним двором. Однако раскопки на периферии города показывают, что городская застройка явно уменьшилась в размерах по сравнению с предыдущим столетием.

Упадок города связан с постепенным ослаблением княжества со 2-го десятилетия XIV века с приходом византийцев, землетрясением 1320 года, чумой 1348 года, а также разграблением каталонцами в 1312 году и более поздними частыми набегами турок. Во второй половине XIV века Коринфом правила флорентийская семья Аччайоли. В 1395 году город отбили греки под предводительством Феодора Палеолога, деспота Мистры.

В этот период нестабильности и отсутствия мощного государства диахроническое преимущество Коринфа, его стратегическое расположение для контроля над Пелопоннесом, стало основной причиной его упадка. Город постепенно сократился до более безопасного Акрокоринфа, утратив свою функцию производственного и коммерческого центра.

Стены Акрокоринфа и обновления, сделанные к стене Гексамилиона императором Мануилом II Палеологом (1415) и Иоанном Кантакузеном, командующим Коринфом (1443), были недостаточны, чтобы остановить турок. Замок сдался османам в 1458 году, ознаменовав конец средневекового Коринфа.

Источник: Demetrios Athanasoulis Corinth // Heaven& Earth. Cities and  Countryside in Byzantine Greece. Ed. by Jenny Albani and Eugenia Chalkia. Athens, 2013. P. 192 – 209.
Tags: Греция, Римская империя, археология, материалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments