strator (strator) wrote,
strator
strator

Categories:

Последние дни Иисуса: археологические свидетельства

Сообразуясь с датой, на днях прочитал давно уже взятую на заметку книгу Шимона Гибсона Final Days of Jesus: The Archaeological Evidence (2009). Автор является крупнейшим специалистом по библейской археологии, книга написана со знанием дела и позволяет расширить представления в вопросе, в котором, казалось бы, сложно сказать что-либо новое.

Поскольку здесь не место полноценной рецензии, напишу, что мне показалось интересным.

Маршрут путешествия в Иерусалим Гибсон восстанавливает следующим образом: из Капернаума «между границ Галилеи и Самарии» до территории Скифополя, там через мост в ed-Damieh на правый берег Иордана и далее на юг по восточному берегу, через брод в Bethabara на западный берег против Иерихона, далее через Вифагию (Et-Tur) и Вифанию (el-Azariyeh) до Иерусалима. Весь путь должен был занять около недели (с.8 – 10).

Вифания находится в 3 км на юго-восток от Иерусалима, что примерно соответствует упомянутым Иоанном 15 стадиям. Здесь произошло воскресенье Лазаря, само современное название места – el-Azariyeh – представляет собой искаженное имя Lazarion. Прибыв в Иерусалим за 6 дней до Пасхи (Иоанн, 12, 1), Иисус с учениками, по всей видимости, остановились в Вифании у родни Лазаря, Марты и Марии, утром уходили в Иерусалим, а вечером возвращались обратно (с.21).

Иисус с учениками вступали в город с юга, через ворота у Силоамского источника, затем шли вверх по широкой улице до южных ворот Храма. Они могли входить в Храм также и через юго-западные ворота, поднимаясь к ним через Арку Робинсона. Оба входа вели в Царскую стою, где и состоялся эпизод с изгнанием торговцев из храма (с.47).

Иерусалим
Для очищения паломников вокруг Храма были построены обширные бассейны. Вокруг крупнейших из них Силоамского, расположенного южнее Храма, и Вифезды севернее Храма, проходила целительская деятельность Иисуса (с.64, 71). В 2004 г. раскопки Ronny Reich и Eli Shukrun позволили обнаружить Силоамский бассейн. Он имел форму трапеции 40–60 x 70 м и ступенчатый спуск к воде (с.72 – 73). Вифезда (Beth Hesda – арам. дом милосердия) была раскопана в 1995 г. и представляла собой комплекс из двух бассейнов: северного (53 x 40 м) представлявшего собой резервуар воды, и южного (47 x 52), служившего для ритуального очищения паломников. Бассейны с четырех сторон были окружены крытыми портиками (с.75).

В южной части Нижнего города недалеко от Силоамского источника, находился дом, в котором была снята комната для священной вечери (с.51).

Хотя обычно Иисус с учениками возвращались на ночь в Вифанию, на этот раз они решили переночевать в Гефсимании, что, кстати, означает, что помещение, в котором проходила священная вечеря, не подходило для ночевки. Гефсимания в переводе с арамейского означает «оливковый пресс». В окрестностях Иерусалима известно несколько прессов, все расположены в пещерах. Сегодня в Гефсимании в нижней части Оливковой горы показывают большую пещеру, которая считается местом ареста Иисуса (с.57).

Обстоятельства ареста выглядят весьма туманно. Вместо того, чтобы поместить арестованного в тюрьме синедриона или в римских бараках, его ведут в дом первосвященника, где происходит долгий допрос и где Иисусу предъявляется обвинение в богохульстве. Вопреки утверждениям евангелистов, синедрион имел право выносить смертные приговоры, но обвинение Иисуса держалось на столь шатких основаниях, что его вину не смогли доказать, а вместо этого передали римлянам с обвинением в подстрекательстве к беспорядкам (с.60, 84).

Дом Каифы размещался где-то в западной части Верхнего города. Если дом Каифы и упоминаемый Иосифом Флавием дом Аны – одно и тоже (Иоанн сообщает, что прежде чем быть допрошенным Каифой, Иисус предстал перед его тестем Аной, жившим, следовательно, в том же доме), то он располагался недалеко от дворца Агриппы и Береники (Ios. BJ., II. 427). Первосвященник Иосиф Каифа (18 – 36 гг.) происходил из знатной иерусалимской семьи. В 1990 г. в предместье Иерусалима Талпиот был обнаружен склеп этой семьи и в нем оссуарий с надписями Yehosef bar Qayafa на одной и Yehosef bar Qafa на другой стороне. На другом оссуарии было написано Qafa. Т.е., речь идет о склепе, принадлежавшем этой самой семье (с.82 – 83). Как выглядел дом Каифы мы можем представить по результатам раскопок богатого дома, принадлежавшего жреческой семье Катрос или по «Дому Каифы» в Армянском квартале (с.85 – 86).

Из дома Каифы Иисуса препроводили к Пилату в его резиденцию преторий. Где находился этот преторий? Начиная с эпохи средних веков, резиденцией Пилата считалась Антония, где и имел место суд над Иисусом и от которой начинается Via Dolorosa. Между тем, раскопки выявили, что Антония представляла собой огромную башню 90 x 40 м, служившую для наблюдения за территорией Храма. Для резиденции Пилата там было слишком тесно (с.91). Поэтому на роль претория уже давно был предложен дворец Ирода, располагавшийся в северо-западном углу Верхнего города, защищенный лагерем и мощными укреплениями (Ios. BJ., V.176–183).

Дворец Ирода
Из претории Пилата Иисуса препроводили к Ироду Антипе, который скорее всего разместился в старом дворце Хасмонеев на восточных склонах Верхнего города, недалеко от римского претория (с.62). Разговор между ними не получился, Ирод Антипа вновь отправил Иисуса к Пилату. Здесь Иисуса поместили в тюрьму при претории. Сегодня в Армянском квартале рядом с «домом Каифы» показывают тюрьму, в которой, якобы содержался Иисус (с.86).

Иоанн описывает место суда над Иисусом следующим образом: «Пилат… вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон (каменный помост, паперть), а по-еврейски Гаввафа» (19, 3). В 1970 г. израильским археологом Magen Broshi проводились раскопки значительного участка западной оборонительной стены Иерусалима к югу от современной Цитадели. При раскопках были найдены ворота для входа на территорию дворца, которые автор определяет как Ворота ессеев (с.97 – 98). Комплекс ворот включал внутренний дворик (30 Х 11 м), образованный старыми хасмонейскими укреплениями и новой стеной, построенной Иродом. С северной стороны дворика найден ступенчатый трибунал 8 м шириной. Автор полагает, что этот дворик и был местом суда над Иисусом (с.97, 102, 106).

Ессенские ворота

Процесс умывания рук Пилатом – это искаженный еврейский обычай очищения netilat yadaim (с.61).

После суда Иисус был вновь препровожден в тюрьму претории, откуда по улицам Верхнего города был проведен к Геннатским (Садовым) воротам и далее на Голгофу. Остатки ворот были обнаружены в Еврейском квартале археологом Наумом Авигадом. Дорога от них шла в западном направлении параллельно второй стене мимо садов, по которым ворота получили свое название (Ios. BJ., V.146) (с.119). Маршрут Via Dolorosa хоть и восходит к средним векам, но не имеет исторической основы (с.106).

Голгофа происходит от арамейского meqom golgolta или gulgulta «место черепа». Сегодня вершину Голгофы показывают в храме Гроба Господнего, она представляет собой узкий гребень скалы 9 – 13 м. В начале I в. эта территория, примерно 150 х 200 м находилась за пределами городских стен и в течении нескольких сотен лет служила карьером из которого брали камень для строительства. Старые выработки часто использовались как погребальные склепы, один из которых считается Гробом Господним (с.120 – 121).

Какой-то единой формы прикрепления тела к кресту не существовало. Иосиф Флавий упоминает, что римляне распинали иудеев в различных позах. Ноги прибивались гвоздями, руки могли также прибиваться или же привязываться к перекладинам. Форма креста также могла быть различной.

Согласно иудейскому закону тела казненных подлежали захоронению до наступления темноты. Римляне оставляли тела казненных на растерзание падальщиков, но в Иудее они считались с местными законами. Останки распятого на кресте человека, обнаруженные в Giv’at ha-Mivtar севернее Иерусалима, были найдены в семейном склепе, что говорит о том, что тело было передано родственникам для погребения. Евангелие говорит, что тело Иисуса было испрошено у Пилата Иосифом Аримафейским, возможно специально назначенного синедрионом, чтобы обеспечить соблюдение закона (с.131).

Евсевий Кесарийский говорит, что Иосиф Аримафейский происходил из Рентиса, недалеко от Диосполиса или Лода. Соответственно, его фамильный склеп находился на родине предков, а в Иерусалиме он приготовил для себя новый склеп, в котором, в силу обстоятельств, и был погребен Иисус (с.130).

При погребении тело обертывалось тканью (sindon), по-еврейски takrik, а в раввинистической традиции sadin. Возможно, Никодем, снабдивший близких Иисуса тканью и благовониями для погребения, принадлежал к обществу haver ir, обеспечивавшему погребение паломников (с.136). Лицо покойника закрывалось особой тканью (soudarion), в этом плане заслуживает внимание упоминание Иоанна «плат, который был на голове его, не с пеленами лежащий, но особо, свитый, в другом месте» (20, 7) (с.137). В 2000 г. в Генномской долине был обнаружен склеп I в., а в нем найдена почти полностью сохранившаяся плащаница из овечьей шерсти, сшитая из четырех кусков ткани (с.144). Она совершенно не похожа на Туринскую плащаницу, что еще раз говорит в пользу поддельного характера последней (с.137).

Могила, над которой сегодня стоит храм Гроба Господнего, была обнаружена епископом Макарием в 325 г. Вероятно, относительно места обнаружения могилы существовала длительная устная традиция, поскольку при постройке Элии Капитолины карьеры засыпали и над Голгофой построили римский Форум и храм Венеры. Чтобы обнаружить могилу, нужно было отчетливо представлять, где предпринимать раскопки (с.152 – 153).

В XIX в. были предложены другие варианты, в частности, на роль Голгофы был предложен холм в северной части Иерусалима, а на роль могилы Иисуса – т.н. “могила в садах”. Но эта версия, а равно и другие, подходят хуже традиционной (с.128).

Как выглядела могила можно судить по примерно тысяче погребальных склепов, найденных в округе Иерусалима (с.156).

Могила

В течении нескольких последних десятилетий были сделаны эпиграфические находки с именами персонажей евангельской истории. Им также уделено много места в книге. Об оссуарии с именем Каифы я уже писал выше. В Кедронской долине был найден оссуарий с надписью по-гречески «Александр сын Симона» и по-еврейски «Александр Киринеянин». Поскольку мы знаем, что Симон Киренеянин, которого солдаты заставили тащить крест на Голгофу, был отцом Александра и Руфа, возможно, этот оссуарий принадлежал его сыну (с.123).

Самая громкая находка была сделана в 1980 г. и оказалась в эпицентре мирового скандала в 2007 г. Речь идет о находке в предместье Иерусалима в Талпиоте погребения с оссуариями, на которых читаются имена родственников Иисуса. Всего в могиле обнаружено 10 оссуариев, из них три целыми, остальные разбитыми еще в древности. Лишь девять оссуариев сегодня в наличии на складе Израильских Древностей в Beth Shemesh (с.182). Десятый в 2007 г. всплыл в мутной истории связанной с известным коллекционером и изготовителем подделок Одедом Голаном. На оссуарии обнаружилась надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» (с.183). Скорее всего, речь идет о разбитом оссуарии, похищенном со двора Музея Рокфеллера, где он с другими обломками хранился до транспортировки на склад (с.184). Из остальных оссуариев шесть подписаны, пять по-еврейски, один по-гречески. Yehuda bar Yeshua возможно является сыном “Yeshua (?) bar Yehosef, чье имя мы читаем на другом оссуарии. Еще одна надпись Yose – это сокращенная форма имени Yehosef, возможно это отец Yeshua. Среди других имен упоминаются Marya. Одна из надписей читается плохо, или как Matya, или как Mata, оба сокращения от Matityahu. Наконец, надпись по-гречески читается как Mariamenou Mara, т.е. Mariamenon и Mara (с.184-185). При желании в этих именах можно действительно увидеть имена родни Иисуса. Yose можно прочитать как имя брата Иисуса Иосии, Mariamenon вполне может оказаться Марией Магдалиной, если следовать Ипполиту Римскому, автору II в (с.186). В то же время все они принадлежат к самым распространенным еврейским именам I в (с.187).

Tags: Иерусалим, Римская империя, античность, археология, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments